Чтение и развитие речи

 Обучение чтению

Программа обучения грамоте для детей 3-4 лет, не умеющих читать.

Овладение грамотой требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Представленные программы, наряду с учебной, используют игровую деятельность, упражнения и задания. Это позволяет увлечь ребёнка, вызвать его интерес к чтению и письму, почувствовать уверенность в себе.

 

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте включает в себя:

- беседы по рисункам

- знакомство со звуками

- артикуляционные разминки

- пальчиковые игры.

 

1. Обучение грамоте.

Развитие фонематического слуха. Формирование устойчивого навыка сознательного чтения целыми словами, что способствует целостному восприятию, облегчает «видение» структуры слова, а, в последствии, и предложения, улучшает понимание прочитанного, повышает скорость чтения. Овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение словарного запаса, усвоение основных лексико-грамматических категорий Закрепление звукопроизношения.

 

2. Развитие словарного запаса и навыков словообразования

- составление словосочетаний и предложений, коротких рассказов.

 

3. Работа с грамматическими формами:

- образование ед. и мн. числа (лейка-лейки);

- согласование в роде и числе (синяя игрушка, новое ведро…)

- составление словосочетаний – подбор различных признаков (чайка белая красивая молодая шустрая весёлая…)

 

4. Развитие речи

- составление предложений по картинкам, с заданными словами, на заданную тему;

- составление рассказа по картинке;

- заучивание наизусть стихов, скороговорок;

- работа с произведениями детской литературы.

 

5. Развитие графо-моторных навыков:

- обведение по точкам, контуру, раскрашивание;

- прописывание печатных слогов, слов, выход на печатание предложений (2 полугодие).

 

6. Развитие ВПФ.

- памяти, внимания, мышления (образного, логического, вариативного).

 

В программе использованы пособия, разработанные в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министер-ством образования РФ.

Ребёнок определяется в группу в соответствии со своим возрастом и ЗУН по результатам проведённого перед началом обучения собеседования, учитыва-ются пожелания родителей.

1 группа - от 3 до 3.5 лет

2 группа от 3.6 до 3.9лет

3 группа 4 года.

Возможно определение ребёнка в группу с другой программой и возрастной категорией в начале обучения. В течение обучения возможен перевод ребёнка в другую группу, если он опережает данную программу обучения и наоборот.

 

 

Программа обучения грамоте (2 год обучения)

Овладение грамотой требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Представленные программы, наряду с учебной, используют игровую деятельность, упражнения и задания. Это позволяет увлечь ребёнка, вызвать его интерес к чтению и письму, почувствовать уверенность в себе.

 

1. Обучение грамоте и совершенствование техники чтения

- развитие фонематического слуха

- формирование устойчивого навыка сознательного чтения целыми словами, что способствует целостному восприятию, облегчает «видение» структуры предложения, улучшает понимание прочитанного, повышает скорость чтения.

- овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение словарного запаса, усвоение основных лексико-грамматических категорий русского языка (категории рода, числа, падежа).

- закрепление звукопроизношения.

 

2. Овладение навыками языкового анализа и синтеза:

- деление предложения на слова, составление схем предложений;

- деление слов на слоги, составление слов из слогов, работа с ударением;

- работа со звуковым составом слова.

- определение количества и последовательности звуков, места звука в слове (составление схем слов, головоломки, кроссворды).

 

3. Развитие словарного запаса и навыков словообразования:

- знакомство со словами-предметами, признаками, действиями;

- знакомство с синонимами, антонимами, обобщающими и многозначными словами, словами-омоформами…;

- знакомство с родственными словами и способами их образования.

 

4. Работа с грамматическими формами:

- образование ед. и мн. числа;

- согласование в роде, сочетание с притяжательными местоимениями (мой, моя, мое, твой…;

- изменение по падежам;

- уточнение предложно-падежных форм. Знакомство с предлогами (правила письма, значение, употребление).

 

5. Развитие речи

- составление предложений по картинкам, с заданными словами, на заданную тему;

- составление рассказа по картинке;

- чтение и заучивание стихов, поговорок, скороговорок;

- работа с произведениями детской литературы, чтение рассказов, пересказ.

 

б. Знакомство с основными правилами и орфограммами рус.яз.:

- изучение орфограмм в занимательной и доступной форме;

- пунктуационное оформление предложений.

 

7. Развитие графо-моторных навыков:

- обведение по точкам, контуру, раскрашивание;

- прописывание печатных слогов, слов, предложений;

- письмо элементов прописных букв и основных соединений (для старших групп).

 

8. Развитие ВПФ.

- развитие памяти, внимания, мышления (образного, логического, вариативного), умения мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать.

 

В начале обучения будет продолжена работа над овладением чтение слогов и слов с мягкими согласными, повторением пройденного материала .

В программе использованы пособия, разработанные в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.

Ребёнок определяется в группу в соответствии со своим возрастом и ЗУН по результатам проведённого перед началом обучения тестирования и собеседования, учитываются пожелания родителей. Возможно определение ребёнка в группу с другой программой и возрастной категорией в начале обучения. В течение обучения возможен перевод ребёнка в другую группу, если он опережает данную программу обучения и наоборот.

Данная программа является логическим продолжением курса 1го года обучения. Занимаясь по ней, ребёнок будет продвигаться дальше в овладении знаниями, умениями и навыками.

 

 

Программа обучения грамоте 3 год обучения

1. Техника чтения.

Начальное обучение технике чтения -это чередование специально разработанных и подобранных упражнений по чтению с упражнениями на развитие памяти, внимания, мышления (мшл), что позволит мобилизовать познавательные процессы, сохранит интерес к выполнению упражнений. Курс скорочтения.

 

2. Развитие речи.

- Чтение познавательных, развивающих текстов и рассказов: о природе, животных, птицах, странах и т.д.

- игровые упражнения для развития речи и логического мшл: операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстракции, позволяющие повысить уровень познавательной деятельности, осуществить плавный переход от конкретного мшл к словесно-логическому;

- игровые задания-тесты, развивающие грамматические операции, составление словосочетаний, предложений, высказываний. Употребление обобщений, многозначных слов, образных выражений. Образование множественного числа, степеней сравнения, развитие функций словообразования и словоизменения, развитие умения воспринимать интонационное оформление фраз;

- составление рассказов по картинке (работа с деталями, нахождение причинно-следственных связей, красочное описание с опорой на воображение и настроение ребёнка);

- выполнение творческих работ;

- литературное чтение. Работа с произведениями детской литературы. Система заданий и упражнений с учётом дифференцированного подхода к обучению. Знакомство с различными жанрами литературы, обогащение читательского опыта, формирование основ самостоятельного чтения. Пересказ. Работа над выразительным чтением прозы и стихотворных произведений.

 

3. Знакомство с основными правилами и орфограммами русского языка в занимательной и доступной форме

- игры, викторины, тесты для усвоения учебного материала.

- выработка навыков грамотного письма.

- знакомство с антонимами, синонимами, фразеологизмами; введение в мир слов, этимология.

- усвоение языковых норм языка и развитие «дара слова».

 

4. Задания на развитие психологических процессов

- воображения, памяти, восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мшл.

- развитие познавательного интереса, что позволит повысить степень подготовленности к школе.

 

5. Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

- раскрашивание, работа в прописи, ориентирование в мире клеток и линий.

 

6. В течение учебного года проводятся следующие виды работ

- письмо под диктовку

- выделение орфограмм

- письмо по памяти

- творческие диктанты

- адаптированные изложения и сочинения.

- чтение хоровое, индивидуальное, по цепочке, выборочное

- пересказ, обучение чтению по ролям.

 

7. Введение элементов ТРИЗ – технологий при выполнении заданий, упражнения с использованием элементов эйдетики, использование ТСО (презентации) и др. современные методы для улучшения усвоения материала.

 

В программе использованы пособия, разработанные в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.

Ребёнок определяется в группу в соответствии со своим возрастом и ЗУН по результатам проведённого перед началом обучения собеседования, учитываются пожелания родителей. В течение обучения возможен перевод ребёнка в другую группу, если он опережает данную программу обучения и наоборот.

 

Данная программа является логическим продолжением курса 2го года обучения. Занимаясь по ней, ребёнок будет продвигаться дальше в овладении знаниями, получит полную дошкольную, личностную и социальную готовность к школе, его развитие (знания, умения, навыки, интеллект, коммуникативные качества и т.д.) не будет стоять на месте.

Разовьются общие ууд – контроль выполнения действий по образцу, по заданию учителя; умение слушать, слышать выполнять учебную задачу и работать в коллективе.

 

 

Картинка курса