Обучение чтению
Программа обучения грамоте для детей 3-4 лет, не умеющих читать.
Овладение грамотой требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Представленные программы, наряду с учебной, используют игровую деятельность, упражнения и задания. Это позволяет увлечь ребёнка, вызвать его интерес к чтению и письму, почувствовать уверенность в себе.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте включает в себя:
- беседы по рисункам
- знакомство со звуками
- артикуляционные разминки
- пальчиковые игры.
1. Обучение грамоте.
Развитие фонематического слуха. Формирование устойчивого навыка сознательного чтения целыми словами, что способствует целостному восприятию, облегчает «видение» структуры слова, а, в последствии, и предложения, улучшает понимание прочитанного, повышает скорость чтения. Овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение словарного запаса, усвоение основных лексико-грамматических категорий Закрепление звукопроизношения.
2. Развитие словарного запаса и навыков словообразования
- составление словосочетаний и предложений, коротких рассказов.
3. Работа с грамматическими формами:
- образование ед. и мн. числа (лейка-лейки);
- согласование в роде и числе (синяя игрушка, новое ведро…)
- составление словосочетаний – подбор различных признаков (чайка белая красивая молодая шустрая весёлая…)
4. Развитие речи
- составление предложений по картинкам, с заданными словами, на заданную тему;
- составление рассказа по картинке;
- заучивание наизусть стихов, скороговорок;
- работа с произведениями детской литературы.
5. Развитие графо-моторных навыков:
- обведение по точкам, контуру, раскрашивание;
- прописывание печатных слогов, слов, выход на печатание предложений (2 полугодие).
6. Развитие ВПФ.
- памяти, внимания, мышления (образного, логического, вариативного).
В программе использованы пособия, разработанные в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министер-ством образования РФ.
Ребёнок определяется в группу в соответствии со своим возрастом и ЗУН по результатам проведённого перед началом обучения собеседования, учитыва-ются пожелания родителей.
1 группа - от 3 до 3.5 лет
2 группа от 3.6 до 3.9лет
3 группа 4 года.
Возможно определение ребёнка в группу с другой программой и возрастной категорией в начале обучения. В течение обучения возможен перевод ребёнка в другую группу, если он опережает данную программу обучения и наоборот.
Программа обучения грамоте (2 год обучения)
Овладение грамотой требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Представленные программы, наряду с учебной, используют игровую деятельность, упражнения и задания. Это позволяет увлечь ребёнка, вызвать его интерес к чтению и письму, почувствовать уверенность в себе.
1. Обучение грамоте и совершенствование техники чтения
- развитие фонематического слуха
- формирование устойчивого навыка сознательного чтения целыми словами, что способствует целостному восприятию, облегчает «видение» структуры предложения, улучшает понимание прочитанного, повышает скорость чтения.
- овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение словарного запаса, усвоение основных лексико-грамматических категорий русского языка (категории рода, числа, падежа).
- закрепление звукопроизношения.
2. Овладение навыками языкового анализа и синтеза:
- деление предложения на слова, составление схем предложений;
- деление слов на слоги, составление слов из слогов, работа с ударением;
- работа со звуковым составом слова.
- определение количества и последовательности звуков, места звука в слове (составление схем слов, головоломки, кроссворды).
3. Развитие словарного запаса и навыков словообразования:
- знакомство со словами-предметами, признаками, действиями;
- знакомство с синонимами, антонимами, обобщающими и многозначными словами, словами-омоформами…;
- знакомство с родственными словами и способами их образования.
4. Работа с грамматическими формами:
- образование ед. и мн. числа;
- согласование в роде, сочетание с притяжательными местоимениями (мой, моя, мое, твой…;
- изменение по падежам;
- уточнение предложно-падежных форм. Знакомство с предлогами (правила письма, значение, употребление).
5. Развитие речи
- составление предложений по картинкам, с заданными словами, на заданную тему;
- составление рассказа по картинке;
- чтение и заучивание стихов, поговорок, скороговорок;
- работа с произведениями детской литературы, чтение рассказов, пересказ.
б. Знакомство с основными правилами и орфограммами рус.яз.:
- изучение орфограмм в занимательной и доступной форме;
- пунктуационное оформление предложений.
7. Развитие графо-моторных навыков:
- обведение по точкам, контуру, раскрашивание;
- прописывание печатных слогов, слов, предложений;
- письмо элементов прописных букв и основных соединений (для старших групп).
8. Развитие ВПФ.
- развитие памяти, внимания, мышления (образного, логического, вариативного), умения мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать.
В начале обучения будет продолжена работа над овладением чтение слогов и слов с мягкими согласными, повторением пройденного материала .
В программе использованы пособия, разработанные в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.
Ребёнок определяется в группу в соответствии со своим возрастом и ЗУН по результатам проведённого перед началом обучения тестирования и собеседования, учитываются пожелания родителей. Возможно определение ребёнка в группу с другой программой и возрастной категорией в начале обучения. В течение обучения возможен перевод ребёнка в другую группу, если он опережает данную программу обучения и наоборот.
Данная программа является логическим продолжением курса 1го года обучения. Занимаясь по ней, ребёнок будет продвигаться дальше в овладении знаниями, умениями и навыками.
Программа обучения грамоте 3 год обучения
1. Техника чтения.
Начальное обучение технике чтения -это чередование специально разработанных и подобранных упражнений по чтению с упражнениями на развитие памяти, внимания, мышления (мшл), что позволит мобилизовать познавательные процессы, сохранит интерес к выполнению упражнений. Курс скорочтения.
2. Развитие речи.
- Чтение познавательных, развивающих текстов и рассказов: о природе, животных, птицах, странах и т.д.
- игровые упражнения для развития речи и логического мшл: операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстракции, позволяющие повысить уровень познавательной деятельности, осуществить плавный переход от конкретного мшл к словесно-логическому;
- игровые задания-тесты, развивающие грамматические операции, составление словосочетаний, предложений, высказываний. Употребление обобщений, многозначных слов, образных выражений. Образование множественного числа, степеней сравнения, развитие функций словообразования и словоизменения, развитие умения воспринимать интонационное оформление фраз;
- составление рассказов по картинке (работа с деталями, нахождение причинно-следственных связей, красочное описание с опорой на воображение и настроение ребёнка);
- выполнение творческих работ;
- литературное чтение. Работа с произведениями детской литературы. Система заданий и упражнений с учётом дифференцированного подхода к обучению. Знакомство с различными жанрами литературы, обогащение читательского опыта, формирование основ самостоятельного чтения. Пересказ. Работа над выразительным чтением прозы и стихотворных произведений.
3. Знакомство с основными правилами и орфограммами русского языка в занимательной и доступной форме
- игры, викторины, тесты для усвоения учебного материала.
- выработка навыков грамотного письма.
- знакомство с антонимами, синонимами, фразеологизмами; введение в мир слов, этимология.
- усвоение языковых норм языка и развитие «дара слова».
4. Задания на развитие психологических процессов
- воображения, памяти, восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мшл.
- развитие познавательного интереса, что позволит повысить степень подготовленности к школе.
5. Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.
- раскрашивание, работа в прописи, ориентирование в мире клеток и линий.
6. В течение учебного года проводятся следующие виды работ
- письмо под диктовку
- выделение орфограмм
- письмо по памяти
- творческие диктанты
- адаптированные изложения и сочинения.
- чтение хоровое, индивидуальное, по цепочке, выборочное
- пересказ, обучение чтению по ролям.
7. Введение элементов ТРИЗ – технологий при выполнении заданий, упражнения с использованием элементов эйдетики, использование ТСО (презентации) и др. современные методы для улучшения усвоения материала.
В программе использованы пособия, разработанные в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.
Ребёнок определяется в группу в соответствии со своим возрастом и ЗУН по результатам проведённого перед началом обучения собеседования, учитываются пожелания родителей. В течение обучения возможен перевод ребёнка в другую группу, если он опережает данную программу обучения и наоборот.
Данная программа является логическим продолжением курса 2го года обучения. Занимаясь по ней, ребёнок будет продвигаться дальше в овладении знаниями, получит полную дошкольную, личностную и социальную готовность к школе, его развитие (знания, умения, навыки, интеллект, коммуникативные качества и т.д.) не будет стоять на месте.
Разовьются общие ууд – контроль выполнения действий по образцу, по заданию учителя; умение слушать, слышать выполнять учебную задачу и работать в коллективе.
